Куракинская керамика

Бренд, родившийся в бывшем коровнике в Вологодской деревне

Нина Георгиевна Мишинцева — художница-керамистка, которая занимается этим ремеслом уже более 40 лет, делая печные изразцы в глухой вологодской деревне Куракино. О том, как она начала использовать разрушенный коровник под резервуары с глиной и вместе с семьёй создала производство с экскурсиями и мастер-классами.

Нина Георгиевна Мишинцева училась в Абрамцевском художественном училище, затем работала в филиале московского НИИ художественной промышленности в Новосибирске. Когда в 1991 году НИИ закрыли, она вернулась на родину в Вологодскую область, где познакомилась с будущим мужем Виктором.
Вместе они приехали в деревню Красново в 1991 году, когда многие уезжали оттуда, оставшись без работы. Первое время Мишинцевы жили в заброшенной школе, потолок в которой держался на подпорках, а топить помещение приходилось одной маленькой печкой. За водой отправлялись к проруби за 500 метров от дома, а сыновьям Ярославу и Георгию приходилось идти 2 километра до соседнего посёлка, откуда их забирал автобус до школы в Никольском Торжке.
Привезённая из города печь для обжига была совсем небольшая, поэтому первые четыре года делали в основном керамические игрушки и посуду. Продукцию продавали на ярмарках в Кириллове, Вологде и других городах области. Это позволяло прокормить семью, но мечтой художницы было делать изразцы как в дворцах и купеческих домах 16–18 веков.

В небольшой брошюре, однажды случайно найденной на выставке в библиотеке, Нина Георгиевна нашла пару строчек о том, как раньше готовили глину в больших количествах для изготовления изразцов — в земляных ямах. В 1995 году семья продала квартиру в Вологде и купила разрушенный коровник в соседней деревне Куракино, на родине мужа, для производства печных изразцов. Чтобы обойтись без использования дорогостоящего оборудования для фильтрации и обезвоживания глиняных масс, как раз требовалось помещение, где можно оборудовать подземные резервуары на несколько тонн глины. Здание требовало ремонта и вложений, и делать всё приходилось своими руками вместе с мужем: гончарные круги, стеллажи, большие муфельные печи.

Дорога из Красново, где жила семья Мишинцевых, до Куракино была проходимой только летом. В межсезонье она превращалась в грязное бездорожье, а зимой покрывалась непроходимыми сугробами. Поэтому рядом с мастерской появилось временное жилье, переоборудованное из маленького помещения бывшей водокачки. После переезда в Куракино сыновья и подросшая дочь Вера стали ходить в школу в Волокославино 5 километров по лесной тропе. Зимой детей в школу возили на санях, лошадь муж Виктор купил для хозяйственных нужд: летом пахали огороды для всей деревни. Вокруг старого скотного двора завертелась жизнь, началась постройка дома. В другом заброшенном коровнике муж стал возрождать фермерское хозяйство.
«Ещё в НИИ в Новосибирске думала: с моим опытом, работать на кого-то уже совсем не хочется, мне бы свою мастерскую, в деревне, в избушке на берегу речки, гончарный круг, муж рядом, деточки бегают. Оно вроде и сбылось, но в других масштабах», — рассказывает Нина Георгиевна.

Сейчас день керамистки начинается в 7 утра с завтрака семьёй, потом надо накормить кур. В 8 утра Нина Георгиевна уже на рабочем месте. За день надо расписать изделия, загрузить и разгрузить печь, оправить изразцы, покрыть эмалью обожжённые изделия. Конец рабочего дня плавающий, потому что в деревне всегда много дел. Летом — огород. С прополкой помогает местная жительница, вечерняя поливка на муже, а сбор урожая остаётся на хозяйке. Плюс, в деревне помимо постоянных забот бывают и спонтанные. «То свет отключат, то река обмелеет и вода не идёт, то крыша прохудится, то бык столб снесёт», — объясняет Нина Георгиевна.
В мастерскую часто приезжают туристы: иногда запланированные большие группы, а иногда случайные путешественники, которым Нина Георгиевна тоже проводит экскурсии и мастер-классы. В туристический сезон на помощь приходит семья: дочь проводит экскурсию в музее, муж отвозит продукцию в лавку керамики в Ферапонтово. В остальное время Виктор продолжает свою работу с сельским хозяйством, дочь развивает гостевые дома, живущие в Петербурге сыновья помогают с сайтом и техническими вопросами.
«На производстве я выступаю и директором, и художником, и менеджером, и модельщиком, и скульптором, и гончаром», — говорит Нина Георгиевна.

Для керамики используют вологодскую красную глину. Прежде чем стать пригодным для работы с изразцами материалом она проходит длинный подготовительный путь. Сначала глина вымораживается в течение зимы. Затем разжижается, превращаясь в жидкость с помощью шаровой мельницы, процеживается через сито. Так она превращается в шамот — огнеупорную глину, которую смешивают с обычной и кладут в подземные резервуары. Спустя 1,5–2 года выдержки глина приобретает консистенцию, подходящую для изготовления изразцов.
Пластичную глину разминают в пласт и закладывают в гипсовую форму. Руками надо продавить пласт так, чтобы заполнить все отверстия в форме. Через 2–3 часа, когда гипс заберет из глины лишнюю воду, её вытаскивают из формы, и будущий изразец досушивается, а затем отправляется в печь, где производится первый обжиг при температуре в 800 градусов. Обслуживание такой печи обходится недёшево, поэтому изразцы и другие изделия закладывают туда максимально плотно, не оставляя лишнего пространства. Но при этом они должны не должны касаться друг друга, иначе получится брак.

Технология изготовления изразцов очень трудоёмкая и дорогая. В отличии от плитки, которую можно закрепить на клей или цемент, изразец должен держаться на нагревающейся печи. Поэтому он имеет обратную сторону — румпу. В румпе проделывают отверстия, через которые проволокой скрепляют с кирпичной кладкой печи. Воздушные полости в румпе заполняются глиной. Благодаря этому печь чуть медленнее нагревается, но долго держит тепло.
После первого обжига каждый изразец необходимо расписать. Нина Георгиевна использует один из самых сложных способов росписи — по сырой белой эмали, которая представляет собой стекло, смолотое в пудру и перемешанное с водой. Совершенная кистью на такой поверхности ошибка не поддаётся исправлению: пигменты для росписи по белой эмали не позволяют нанести слой на слой. Если что-то пошло не так, нужно полностью удалить эмаль, нанести её заново и начать роспись сначала.

Весь процесс изготовления изразца, начиная с проекта и дизайна печи, и заканчивая росписью, Нина Георгиевна делает своими руками. Изразцы никогда не изготавливают на витрину — все проекты делаются под заказ, а не ждут своего покупателя. Нина Георгиевна изготовила уже более 400 печей. «Люди со временем пишут слова благодарности. Говорят, что многое в доме теряет свою актуальность, модность. А моя печь с каждым годом становится только ценнее и радует всё больше. Она как душа дома».
«Заказов когда больше, когда меньше, но хватает, — делится Нина Георгиевна. — Это как с урожаем: когда мало, думаешь, что же делать, на что жить, а когда много, хватаешься за голову, как же их все сделать».